настоящих мужчин
Спортивному и военно-патриотическому клубу «Гвардия Урала» 15 февраля – в День вывода войск из Афганистана – исполнилось 9 лет. В преддверии мужского праздника мы поговорили с его директором Андреем Терлеевым о жизни клуба и о том, как становятся спортсменами и патриотами.
− Андрей Геннадьевич, по чьей инициативе появился клуб?
− По инициативе ветеранов воздушно-десантных войск и при финансовой поддержке УГМК. Компания и АО «Уралэлектромедь» и сейчас помогают нам. Это очень важно для развития клуба, для создания условий его работы, которая включает два важных направления – спортивное и военно-патриотическое.
− Вы тоже служили в десантных войсках?
− Да. Это было в 1999 году. Уроженец Верхней Пышмы, я служил командиром отделения в 331 парашютно-десантном полку в городе Костроме. Уволился в запас сержантом Вооруженных сил РФ. Когда в прошлом году мы ездили на чемпионат России, где наш воспитанник занял второе место, мы посетили этот полк.
Армия многому меня, в хорошем смысле, научила − пониманию дисциплины, преданности, дружбе, пониманию того, что такое любовь. Это не просто слова. Там, в условиях гораздо более жестких, чем жизнь дома, больше чувствуешь тех людей, которые находились с тобой рядом и которые ждут твоего возвращения.
На службе нам приходилось учить Устав, проходить строевую подготовку, собирать-разбирать автомат… Но чем большему учишься, тем больше будешь уметь. А самое главное, что старшие по званию или по призыву помогали овладеть непростой армейской наукой.
Эта практика – наставничества – и в нашем клубе имеет значение. У наших воспитанников уже формируется понимание ответственности за тех, кто рядом. Старшие дети всегда за младших. Это, наверное, главное, чему они здесь учатся, – умению помогать другим.
− Если говорить о спортивной стороне жизни клуба, у вас есть профильный вид спорта?
− Конечно, АРБ – армейский рукопашный бой, единственный ведомственный вид спорта, который пропагандируется Вооруженными Силами РФ. И параллельно – полноконтактный бой. Они немного различаются, но в принципе очень схожи. Различия – в экипировке и в правилах. В армейском рукопашном бою используется шлем, а в полноконтактном нет. В АРБ запрещен удушающий прием, а в полноконтактном – разрешен. Но в принципе много похожего. Как раз сейчас в зале тренируются мальчики 13-ти, 14-ти и 9-ти лет. Все они уже неоднократные чемпионы области. Причем по двум видам – по армейскому рукопашному бою и полноконтактному.
− Как вы растите чемпионов? Или они вырастают сами в таких условиях?
− Конечно, характер, дисциплина, стремление доказать, что ты можешь, – важные факторы. Но, как я уже говорил, наставничество необходимо.
В нашем клубе в настоящее время работают три тренера. Все мы – квалифицированные судьи и квалифицированные наставники по рукопашному бою. У каждого из нас – своя группа воспитанников.
Первые азы рукопашного боя ребята начинают осваивать с 4-х лет. Именно в таком «нежном» возрасте приходят к нам те, кто решил овладеть и навыками спорта, и присоединиться к нашему большому дружному коллективу. Сейчас у нас занимается около 130 ребят. В каждой из четырех групп около 30 человек.
Самые маленькие начинают с общефизической подготовки и каких-то технических приемов. К семи годам они вполне способны перейти в старшие группы, где уже нет разделения по возрасту.
Что же касается воспитания чемпионов, то в этом «маневре» большую роль играет не только спортивно-техническая подготовка, но и, не удивляйтесь, − аналитическая работа. Надо учиться тому, как построить бой, чтобы твой боец выиграл. Мы просматриваем каждый бой. Прошли соревнования, мы думаем, что бы изменить, что сделать. Что на этот момент поменять. Победа дается не так, что только технику гоняешь, гоняешь, а потом раз – выиграл. К каждому бою, каждому сопернику надо готовиться.
− И много у вас титулованных воспитанников?
− В клубе у двоих воспитанников первые (уже спортивные) разряды. У многих − вторые. Вообще получение разряда − это очень долгий процесс. Это можно сделать только с 14 лет и надо выиграть не менее 5 боев. Победа − это либо два нокдауна, либо болевой прием, когда бой заканчивается сразу.
Мы недавно приехали из Костромы с чемпионата России. В Кострому ездили 4 наших спортсмена. Один занял 2-е место, один – 4-е, один – 5-е, один – 8-е. Это неплохие результаты, особенно для первого раза. Всем нашим участникам 14-15 лет. И для того, чтобы поехать на эти соревнования, все четверо ребят выиграли областные соревнования. Сейчас готовимся к первенству России в Сочи, которое состоится 6 марта. Поедем командой в 10 человек. 20 марта – открытое первенство по рукопашному бою в Ревде. 27 марта – открытое первенство в Серове. То есть предстоящий март – очень насыщенный.
− Чем живет клуб вне тренировочного процесса?
− Тренировочный процесс не прекращается никогда. Просто это не всегда тренировки в зале. Детей надо занять так, чтобы им не было скучно. У нас хорошие отношения с воинскими частями, куда мы ездим на десятидневные сборы. Дважды в год бываем в 56-й Десантно-штурмовой бригаде в Камышине (Волгоградская область). За девять лет в бригаде сменилось 6 комбригов, но отношение к нам осталось прежним: нас ждут, мы приезжаем.
В Верхней Пышме на базе одной из воинских частей создан парк «Патриот». Мы приезжаем туда вместе с родителями и проводим военно-спортивные игры. Там есть списанная военная техника, и игры проходят очень интересно. Очень благодарен родителям, что они принимают такое участие. Конечно, такие выезды в основном проходят летом, когда дети не так заняты учебным процессом. Родители помогают нам разнообразить и программу обучения в нашем клубе. Например, к лету мы стараемся приурочить занятия по медицинской подготовке: учим детей оказывать первичную медицинскую помощь. Именно родители, которые работают в городской больнице, ведут эти курсы. Вместе ходим в походы. Чему учимся еще? Разминировать поля. Большую помощь в этом оказывает специализированная организация. Летом для детей, достигших 14 лет, с согласия родителей проводим прыжки с парашютом.
− Вы помните свой первый прыжок?
− Конечно. Это было в армии. Нас подняли в пять часов утра, загрузили в ГАЗ-66, привезли на аэродром, там уже стояли парашютные системы в сумках. Взяли каждый свой. В армии отличие от ДОСААФа – там укладываешь парашютную систему сам. Как уложил, так и прыгнул. В ДОСААФе проверки, а в армии проверок нет. Я первый раз на самолете летал. Залез, подняли на борт, посмотрел вниз. А АН-2 он − как трамвай, туда-сюда шатает. Открылась дверь, команда: «Пошел!». Ну и пошел. Когда парашютная система открылась, страх исчез. Я просто наслаждался этим спуском, полетом. Приземлились, собрали парашютную систему и… пошли пешком в часть.
− Страха не было?
− Страх всегда есть. Всегда боишься. И тут вопрос: либо ты сумеешь себя преодолеть, либо нет. Некоторые отказывались прыгать, их переводили в другие части…. Помню, как после армии летел самолетом в Москву. Для меня удивлением было, когда самолет приземлялся. Мы же всегда выходили посередине полета, в воздухе. А тут впервые вышли только на земле. Взлетал я на тот момент много раз, а посадки еще не было никогда.
− Патриотическая направленность клуба. В чем она проявляется?
− В изучении истории, прежде всего, нашей страны. У нас хорошие отношения с Музеем военной техники. Приходим к ним на экскурсии. Когда мы куда-то приезжаем на соревнования, обязательно идем в музей этого города. У нас хорошие отношения с афганцами. Они приходят к нам в гости, просто пьют с детьми чай, рассказывают о службе в Афганистане, что делали, как, почему. У каждого – своя история. Когда общение живое – всегда лучше. Можно спросить, уточнить, осмыслить. Когда человек с человеком разговаривает, самое главное – это передача тех эмоций, что он чувствовал в то время. Можно посмотреть фильм и ничего не понять. А можно поговорить с человеком, понять его эмоции, его чувства. Очень жалко, что у нас практически не остается ветеранов Великой Отечественной войны.
Иногда, когда мы приезжаем в музей ВДВ в Екатеринбурге, вместо экскурсовода веду экскурсию сам. И более подробно рассказываю, как это было на самом деле. И дети больше проникаются. И больше начинают доверять. Не надо навязывать. Они сами все прекрасно поймут. Надо просто правильно преподавать им это, чтобы достучаться не только до головы, но и до сердца.
− Вы когда-нибудь собираетесь полным составом, в 130 человек?
− На день Победы обязательно. Только прошлый год был исключением. У всех ребят есть специально пошитая парадная форма. Репетируем на площади перед Музеем военной техники. И ребята очень достойно выступают на параде.
− За девять лет у клуба много выпускников. Как они относятся к службе в армии?
− Все наши выпускники идут служить срочную службу. Кто-то служил в ВДВ, кто-то в войсках спецназа. Кто-то – по контракту. Наши выпускники не избегают службы, потому что за время подготовки в клубе они получают такую подготовку – и физическую, и моральную, которая дает им уверенность в себе и учит ничего не бояться.
− Что бы вы пожелали накануне Дня защитника Отечества?
− Всех с замечательным праздником! Здоровья, терпения, счастья. И – любви, к родным, близким, своему городу, своему краю, своей стране.
Марина ОСЕНКОВА для КЗ
#КрасноеЗнамяВП #ВерхняяПышма #НовостиВерхнейПышмы
Оставить сообщение: